Иконы в жизни православных христиан 

 

Иконы в жизни православных христиан        

 Слово «икона» происходит от греческого «икон» - образ, изображение. Иконы играют в православной жизни огромную роль. Но христиане, почитая святые иконы, чтут их не как предметы святые сами по себе, а как те, которые доносят до нас изображение святого человека, Небесные Силы, или самого Господа Иисуса Христа. Следовательно, святы не предметы, а те, кто на них изображен. И лишь они, святые, собой освещают икону как предмет, словно сообщая ей частицу своей святости. В любом случае, икона – это всегда свидетель и напоминание, а лишь потом – произведение искусства и пр.

Господь наш Иисус Христос Сам благословил создание Его изображений, даровав людям первые Свои образы – иконы.

 Священное Предание донесло до нас историю о том, как правивший во время земной жизни Господа Иисуса Христа в сирийском городе Эдесса царь Авгарь был тяжко болен проказой. Услышав, что в Палестине находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет любые болезни, Авгарь уверовал в него и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу письмо Авгаря с просьбой об исцелении и нарисовал портрет Иисуса.

 Когда живописец прибыл к Господу Иисусу Христу, то не смог рисовать Его портрет «по причине сияющего блеска лица Его». Тогда Господь взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, напечатлелся Его Божественный образ.

 Получив этот Святой образ – первую, самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою, по милости Божьей, получил исцеление.

Нерукотворенный образ прославился неисчеслимыми чудотворениями, которые и принесли ему всемирную славу. Множество копий было сделано с него в разное время, и многие из этих копий также прославлены чудесами и исцелениями. На Руси Нерукотворенный образ издревле является одним из самых почитаемых образов Господа Иисуса Христа.

 Бог, явивший Себя нам в видимом Образе – в Сыне Своем Господе Иисусе Христе и даровавший нам первые свои образы – иконы, благословил изображать Себя в рукотворенных иконах, и, во свидетельство Своего благословения, даровал многим из этих рукотворенных икон Благодатную Силу творить чудеса и исцеления приходящим к ним с верою христианам.

 Первые иконы – портреты Божией Матери – были написаны прямо с Нее апостолом и евангелистом Лукой. По преданию, когда Пресвятая Богородица увидела Свой первый написанный образ, она сказала: «Отныне6 ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». Всего же апостолом и евангелистом Лукой было написано около 120 икон-портретов Божией Матери, некоторые из них сохранились до нашего времени. Слова Божией Матери исполнились.

 И не только первописанная Ее икона, но и тысячи других икон Божией Матери прославились обильными проявлениями Благодати. Почти в каждом храме есть чтимая (почитаемая, особо уважаемая) чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Кроме образов Господа Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, существуют еще иконы Праздников и Святых.

 На «праздничных» иконах изображаются все основные события из Священной Истории: Рождество Христово, Крещение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Воскресение Христово и прочие.

 На иконах святых изображаются Архангелы, Ангел Хранитель, святые пророки, апостолы, мученики, преподобные и праведные, Христа ради юродивые – словом, все, в земной жизни Христу послужившие и ныне, на Небесах о нас молящиеся.

 Христиане должны подходить к любым святыням – иконам, святым мощам и т.п. в таком порядке: сперва зажечь и поставить свечу и обратиться с молитвой, потом дважды перекреститься и поклониться, затем поцеловать святыню, в третий раз перекреститься и поклониться, после чего тихо и спокойно отойти. Целовать икону следует по нижнему краю изображения, ни в коем случае не прикасаясь губами к лику.

 Духовным центром дома (квартиры) , собирающим в часы молитвы и духовных бесед всю семью, должна быть комната с хорошо подобранным набором икон (домашний иконостас), ориентирующим молящихся на восток.

 Иконы должны быть в каждой комнате, а также на кухне и в прихожей. Отсутствие в прихожей иконки обычно вызывает у приходящих в гости верующих людей некоторое замешательство: войдя в дом и желая перекреститься, они не видят образа.

В красном углу рядом с иконами не размещают портреты и фотографии дорогих хозяевам людей. Иконы не ставят на телевизор и не вешают над телевизором.

 Православный христианин должен знать, что он поклоняется не доске или холсту с красками, а изображенному на них Богу. Иконе же христиане не поклоняются, но почитают ее как святыню, как видимый образ невидимого Неба, как окно в Царствие Божие, через которое мы видим Господа, Пречистую Божию Матерь и святых его.

Нужно также знать, что для того, чтобы созданное изображение стало святой иконой, инструментом для общения с жителями Небесного Царства, оно должно быть освящено православным епископом или священником через чтение особых молитв и окропление святой водой.

В момент освящения иконе сообщается Благодать Святого Духа, которая и делает икону святыней, образом, через который мы получаем доступ к Первообразу, изображенному на ней.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz